Куда супермаркеты девают "просрочку"
Прислано Joker September 19 2018 08:53:51
Отвечая на вопросы социологов, 40 процентов россиян сообщили, что сейчас на питание уходит примерно половина доходов их семьи. Исследование социологов показывает, что многие жители страны отдают на питание две трети и более от зарплаты. Опрос Левада-центра проходил в 2016 г. среди 1,6 тысячи человек в 137 городах и поселениях в 48 регионах России<…>.

Между тем жесткий контроль за сроками годности в розничной торговле по всему миру приводит к тому, что весомая часть продуктов списывается и выбрасывается – таким образом ритейлеры ежегодно генерируют около 1,6 млн т продовольственного мусора, еды человечество выбрасывает на сумму порядка 1 трлн. долларов!
В ассортименте крупных ритейлеров скоропортящиеся продукты составляют около половины всего товарооборота. 30% продуктов из группы риска - молочная продукция, мясные деликатесы, яйца и хлеб, 11% – фрукты и овощи, 9% – охлажденное мясо, птица, рыба, кроме молочных продуктов, овощей, фруктов и хлеба это еще и мясные и рыбные полуфабрикаты и салаты.

Куда же девается вся эта уйма еды?!

Сжигают на мусороперерабатывающем заводе, либо закапывают на мусорном полигоне. За это магазины должны платить. Чтобы избежать ненужных расходов продавцы стараются за несколько дней до истечения срока годности как-то «пристроить» нереализованные продукты, например мясо (да и овощи, сыры, молочка, соусы и пр.). За несколько дней до окончания срока многие магазины используют эти продукты в кулинарии (в больших сетях для этого развиты собственные фабрики-кухни, а в небольших есть отделы с готовой едой которую можно разогреть тут-же в микроволновке), есть опыт сотрудничества с приютами для животных, кое-где еду пытались раздавать нуждающимся, однако надзорные органы не поощряют такую практику, т.к. велик риск массовых отравлений.
Однако в во многих магазинах формата «у дома» нереализованный товар с истекшим сроком помещают в специальные мусорные контейнеры, для дальнейшего вывоза на обычную свалку (такой контейнер должен быть у каждого магазина). Для пенсионеров, бомжей, цыган и прочих голодных это целый «клондайк».
Между прочим такая же практика есть и в благополучных процветающих странах.

Помимо пищевой «лазейки» для пенсионеров и бездомных, «просрочка» выбрасываемая магазинами и другими предприятиями пищевой промышленности и общепита стала своеобразной идеологией сообществ, таких как Фудшеринг и Фринагство. В первом случае это бесплатная раздача еды (в т.ч. и просроченной из контейнеров), во втором это образ жизни предполагающий полностью отказ от покупок и переход на потребление выброшенных продуктов и других товаров.
Как показывает опыт довольно успешных торговых сетей и даже предприятий пищевой промышленности, выбрасывать 100% подходящей под определение «просрочки» пищевой продукции не выгодно никому. Можно извлечь прибыль и для предприятия, и помочь малообеспеченному населению и, даже привлечь в магазины новых клиентов. Для этого необходимо выработать политику гибких скидок на ассортимент продуктов, который «на подходе» и провести некоторые маркетинговые мероприятия для привлечения покупателей «скидочного» товара. Это касается прежде всего магазинов формата «у дома», так как крупные гипермаркеты и магазины еды премиального сегмента рискуют отпугнуть своего покупателя (представителей т.н. «среднего класса» и состоятельных граждан). Лучший вид рекламы — «сарафанное радио», он же самый популярный среди пенсионеров. Есть практика когда магазины и предприятия общепита в определенные дни/часы снижают цены на продукты более чем вполовину, и люди зная эти дни/часы заранее выстраиваются в очереди и буквально «сметают» уцененный товар.